Топливные бароны под защитой
14 августа 522
 

За последние 5 лет количество преступлений, связанных с кражей топлива из нефтепродуктопроводов, в Подмосковье выросло в 10 раз, а объем рынка оценивается экспертами в сотни миллионов рублей. При этом прямо пропорционально сократилось количество уголовных дел по этой статье. Чтобы прояснить, с чем это связано, мы провели собственное расследование. В многомиллионном бизнесе топливных баронов обнаружились следы правоохранительных органов

«Продаем и доставляем дизтопливо от 500 л. Мелкий опт от 5 тонн» - пишут продавцы в объявлениях. Они открыто предлагают свой товар на частных АЗС, через интернет и на автотрассах. Стоимость привлекательно низкая, а объемы внушающие. Возникает вопрос, кто эти люди и где они его берут? Можно, конечно, предположить, что просто сэкономили на официальной заправке, недоливая пару литров в каждый бак. Но статистика говорит сама за себя. В 2016 году в Московской области было совершено полсотни незаконных врезок в трубопровод. Активно сливать и открыто торговать такими объемами краденого топлива просто не возможно без серьезного поручительства. 

Буквально на прошлой неделе в Ленинградской области была разоблачена группировка похитителей нефтепродуктов под прикрытием начальника ОМВД России по Киришскому району Дмитрия Тимченко. За последние четыре года количество криминальных врезок в охраняемом им районе выросло в 6 раз – с трех в 2013 году до семнадцати  - в 2016. Такой стремительный рост преступности на этом поприще СМИ сегодня связывают с покровительством главного полицейского. По версии следствия, именно он организовал  преступное сообщество, куда входили не менее 16 человек: действующие и бывшие сотрудники полиции, а также работники организаций, оказывающих охранные услуги заводу "Кинеф", с которого и воровали топливо. 

Секретная область

В Московской области врезки происходят чуть реже, но наказание преступников, по странному стечению обстоятельств, находит крайне редко. Схема всегда приблизительно одна: после обнаружения врезки заводится уголовное дело, сотрудники следственного комитета бросаются на поиски преступников, а через пару месяцев любые следы теряются. Дела либо покрываются пылью, либо вовсе до суда не доходят. Последние закрытые судебные дела по статье 158 п. «а», «б» ч.3, датированные 2012 годом, с трудом обнаруживаются в архивах сайтов районных судов Московской области. 

В сентябре 2016 в поселке Володарского Ленинского района Московской области сотрудники нефтетранспортного предприятия, обслуживающего трубопровод, обнаружили криминальный врез, сообщали сми. Местные умельцы соорудили отвод от магистрального нефтепродуктопровода, по которому проходит дизельное топливо. Пластиковые трубы они протянули на 2 км по дну реки. Местом сбора «заветного» топлива стал старый бак, по объему сопоставимый с третью железнодорожной цистерны. Бак был зарыт под землю и замаскирован под канализационный люк. Из этого хранилища ворованный дизель собирали, затем перепродавали. Было возбуждено уголовное дело, на этом месте следы преступников теряются…

«Это очень профессиональная работа, – говорит аналитик Института анализа нефтегазовой промышленности Николай Вишневский. Техническая оснащенность врезки такого уровня может стоить около 3-4 млн рублей. Ради мелкого заработка этим заниматься было бы не выгодно и крайне рискованно. Очевидно, что орудовала преступная группировка с большими деньгами и серьезной «крышей».

Уже в этом году преступники не пожалели могил в Луховицком районе. Они протянули отвод от нефтепродуктопровода через кладбище. Труба вела к сараю за кладбищем, где разливали похищенное топливо. 

Это лишь отдельные примеры. За последнее время таких врезок становится все больше. Схоже во всех этих случаях одно - ни следственный комитет, ни полицейские – никто, отвечающий за охрану и безопасность в Подмосковье, не называл имен задержанных. Это ли не свидетельство тесной паутинной связи среди организаторов, исполнителей, полицейских и следователей?

Под прикрытием

Словно мантией-невидимкой покрываются все преступники в области. 

Московский кольцевой магистральный нефтепродуктопровод, по которому  в регион поставляется сразу три вида топлива (дизель, бензин и авиационное топливо) – лакомый кусочек для наживы. Большей популярностью пользуется труба с дизелем. Однако заработать можно на каждом виде продукции. 

В последнее время были отмечены криминальные врезки даже на трубопроводе с авиационным керосином. Можно, конечно, предположить, что ошиблись трубой. Но авиационное топливо вполне подходит для частных аэродромов, авиаклубов или авиапредприятий, в том числе и относящихся к бизнес-авиации. Вряд ли на контакты такого уровня  будут выходить простые воришки, для этого нужны  серьезные подельники с подхватами, а лучше с погонами. Аппетиты группировок растут не по годам – число врезок в трубы с керосином становится все больше. А значит, есть спрос, рождающий предложение.

Давно подмечено, когда сотрудники службы безопасности в связке с правоохранительными органами идут в засаду на место обнаружения врезки – в эти дни «дружина князя» за сбором обычно не приходит. «Вероятнее всего, их просто кто-то предупреждает», - считает бывший сотрудник одного из охранных предприятий.

«Московская область – это густонаселенный район. И скрыть следы хищения топлива без поддержки представителей правоохранительных органов невозможно, нужно надежное прикрытие. Именно поэтому можно судить о сращивании организованного преступного бизнеса с отдельными представителями правоохранительных структур. Кроме того, здесь самый емкий рынок сбыта автомобильного бензина, дизельного топлива и авиационного керосина. Организовать такой сбыт, в том числе на трассах и дорогах без прикрытия людей из «органов» невозможно», - считает эксперт ТЭК Иван Барсумин.

Быт и сбыт

О московских мафиозных группировках не найти информации в открытых источниках. Количество их также не известно. Однако их смекалке и технической оснащенности может позавидовать «Сколково».  Ради наживы преступники готовы на многое: переоборудовать автобус в топливовоз, протянуть зимой отвод по дну ледяной реки, перерыть могилы, подговорить десяток людей и вложиться в высокотехнологичное оборудование. 

Просто так, взять и врезаться в трубу – не возможно. Для этого нужно много ресурсов, людей, техники – и все это у топливных баронов есть. Стоимость оборудования для врезок исчисляется десятками тысяч евро и закупается у легальных поставщиков оборудования для нефтедобычи на Западе. Сегодня почти все врезки автоматизированы. Клапаны открытия-закрытия, позволяющие откачивать топливо, управляются со смартфонов, а точки сбора оборудованы веб-камерами.

Реализуют украденное на нелегальных модульных АЗС. Если мерить в деньгах, то только региональная выручка этих точек колеблется на уровне миллиарда рублей в год. 

Объявления о продаже дизтоплива в Москве и Подмосковье растут, как грибы. На сайте объявлений avito легко можно найти дизель по 26-27 рублей за литр, причем с доставкой по области. Один из продавцов Александр с энтузиазмом рассказал, что доставляют топливо от 500 литров, готовы заправить мою технику на месте. На вопрос, где берут, сказал, что это коммерческая тайна. 

Но известно, что на нефтебазах хранится и распределяется все поступающее в Московский регион топливо по заказу крупных нефтяных компаний. Частным лицам попасть на нефтебазы просто не реально.

«Свободно торговать «нечистым на руку» топливом могут себе позволить только люди под надежным прикрытием. Конечно, факт кражи нужно еще доказать, а это дело следствия. Если факт использования должностного положения будет доказан, то обвиняемым может грозить до 10 лет лишения свободы», - говорит адвокат частной практики Евгений Громов. 

В целом ежегодно такой бизнес может приносить топливным баронам приличные суммы. Судя по предложениям в соцсетях, приобрести дизельное топливо "Евро-3" с доставкой в не самый близкий поселок Мособласти можно за 26-27 рублей. Естественно, на заправках цены выше. На АЗС Москвы и области его стоимость составляет от 36,4 до 38 рублей за литр. Для дальнобойщика на тысяче литров экономия составит 6-7 тысяч рублей, что при нынешнем тяжелом положении в перевозках сумма значительная.

В стране

Двое бывших сотрудников полиции в Туле лишили свободы на 3 года. С января по ноябрь 2016 года осужденные, используя свое служебное положение, неоднократно похищали бензин и дизельное топливо, предназначенные для заправки служебных автомобилей УМВД России по г. Туле.

В Волгограде осудили на 10 лет 12 человек, входивших в ОПГ. За полгода они украли топлива на 11 миллионов рублей. 

В Воронеже на днях вынесли обвинение по делу «ОПГ Головащенко». Сообщество состояло из начальников и менеджеров дочек Российской нефтегазовой компании — ОАО «Воронежнефтепродукт» (76 АЗС в Воронеже и области) и ЗАО «Воронеж–Терминал» (нефтебазы), во главе стоял экс-босс обеих фирм Головащенко Игорь Николаевич.

Становится понятно, судят везде и всех. Пусть не всегда, и чаще показательно, но судят. В Московской области – нет. По каким причинам? Остается догадываться… Возможно, что за многочисленными хищениями нефтепродуктов в Подмосковье стоят целые группировки под надежной защитой. Кого именно? Предстоит выяснить…

Разобраться в этом сейчас необходимо еще и потому, что в ближайшее время количество врезок может увеличиться наравне с объемом доходов топливных баронов. Связано это с увеличением поставок топлива в Московский регион.

Пока готовился материал, стало известно, что в  ближайшее время в Московской области уполномоченными органами планируется проведение серии проверок на наличие криминальных врезок в топливные трубопроводы.