Константин Негурица: «Взаимодействовать с областью, но рассчитывать на себя»
06 декабря 2012 1584
 

Вопрос, каким  будет бюджет 2013 года, наверное, сейчас самый актуальный — идёт его вёрстка, надо подсчитать возможные доходы, договориться с областью о дотациях, ну и, конечно, спланировать расходную часть — сколько на образование, сколько медицине, сколько культуре и спорту. Но планы планами, а многое зависит от их исполнения. О том, как обстоит дело с бюджетом-2012, по которому мы живем в настоящее время, как исполняются заложенные в него статьи доходов и расходов, мы говорим с председателем районного Совета депутатов Константином НЕГУРИЦЕЙ.

— Константин Витальевич, вы возглавляете бюджетную  комиссию Совета. Наверняка депутатский  корпус интересуют не только конкретные статьи бюджета, но и его общая идеология. Иначе это будет разговор о затыкании дыр. Итак, какова идеология нынешнего бюджета и что можно сказать об идеологии бюджета-2013? Меняется ли она?

— Бюджет —  это главный финансовый документ района, и если внимательно посмотреть на его цифры, то всегда можно увидеть логику развития и те задачи, которые перед собой ставит руководство района на ближайший год. Когда мы принимали бюджет нынешнего года, перед нами стояли две основные проблемы — рост дефицита бюджета и значительная кредиторская задолженность. Причины возникновения и того, и другого имеют объективный характер. Наш бюджет дотационный, и размер областных дотаций, с моей точки зрения, не покрывает необходимые расходы. В принципе, дефицит бюджета и кредиторская задолженность — явление вполне допустимое, пока их рост не достигает критических параметров. Поэтому при формировании бюджета 2012 года задачи сокращения того и другого были поставлены как приоритетные. Сегодня можно сказать, что в этой части достигнуты определённые успехи.

— Что для  этого было сделано?

— Администрацией района совместно с Советом депутатов  на 2012 год был сформирован бюджет, более реалистичный по доходам, чем  прежде. Можно надеяться на благоприятствующие экономические условия, а можно  заложить в бюджет реальные цифры, что и было сделано. Кроме того, нам удалось в этом году пусть небольшую сумму, примерно 50 миллионов рублей, дополнительно получить из области, доказав, что району выделяется недостаточно средств. И наконец, мы пошли на достаточно неординарную меру: предпочли получать областную дотацию только деньгами, а не в виде дополнительного норматива налога на доходы физических лиц.

— Чем это  лучше?

— Налог  на доходы физических лиц — основной источник наших доходов в бюджет. Но он поступает неравномерно, из-за чего возникает необходимость брать кредиты на так называемый "кассовый разрыв". А дотации в денежной форме приходят равномерно. В результате нам удалось практически отказаться от кредитования, уменьшились расходы на обслуживание муниципального долга.

— Как обстоит  дело с муниципальным долгом? Какова его динамика?

— Мы планировали, что за 2012 год он вырастет примерно на сто миллионов. Но после всех предпринятых по оздоровлению бюджета действий прогноз  более благоприятный. По отчёту за 9 месяцев величина муниципального долга снизилась примерно на 80 миллионов рублей. На конец года он ожидается примерно таким же, каким был в начале года. Ситуация, связанная с кредиторской задолженностью, тоже стала менее тревожной — "кредиторка" уменьшена на 140 миллионов рублей. Всё это стало возможным, потому что перевыполняется план по исполнению доходной части бюджета, чего у нас давно не было.

— За счёт чего в основном идёт перевыполнение?

— Во-первых, мы имеем хорошие показатели по сбору  налогов. По налоговым доходам работает комиссия под председательством первого заместителя главы администрации района Сергея Борисовича Тостановского. Депутаты просили администрацию разработать программу оздоровления финансов, такая программа существует с апреля этого года, и мероприятия, которые в ней предусмотрены, дают результат. В настоящее время программа доработана в соответствии с рекомендациями области. Кстати, Сергиево-Посадский район подал документы на участие в областном конкурсе муниципальных образований на получение бюджетной субсидии на оздоровление финансов. Участвовать в нём могут только те муниципальные образования, которые самостоятельно занимаются оздоровлением финансовой ситуации, — в настоящий момент заявлено всего четыре муниципальных образования, в том числе наш район.

Что касается неналоговых доходов. Это доходы от аренды и продажи земли и  муниципального имущества, за размещение объектов наружной рекламы и некоторые  другие. В администрации за это  направление отвечает Илья Нодариевич Барбакадзе. Здесь у нас основной резерв — взыскание задолженности за аренду земельных участков и за размещение объектов наружной рекламы.

— Кстати, на одном из совещаний прозвучало, что в результате нескольких месяцев  работы удалось взыскать с должников  по аренде на землю 5 миллионов рублей. Сколько же лет надо взыскивать, чтобы получить все или хотя бы значительную часть долгов?

— Тем не менее системная работа начата. Когда мы совместно с администрацией разбирались в этом вопросе, то пришли к выводу, что не была должным  образом налажена претензионная работа. Надо не уговаривать платить то, что положено по закону, а в суды идти за взысканиями и расторжением договоров аренды. В этом году в рамках управления землепользования создано специальное подразделение для решения этой задачи, в бюджете 2012 года впервые была заложена сумма возврата долга — пусть пока это 5 миллионов, потому что взыскание идет достаточно сложно, иногда должников надо искать, работать с судебными приставами. Действительно, за год долг по этой статье вырос со 140 миллионов до 160. Такая ситуация нас не устраивает. Считаю, сумму по взысканию долгов по аренде земли в новом бюджете надо увеличивать.

— Можно назвать основных, хотя бы самых крупных должников? Одно время в газету давали такие списки для публикации.

— Сейчас мы обновляем данные. Возможно, будем показывать, кто у нас  является неплательщиком. Надо сделать  так, чтобы люди знали своих "героев". Я считаю, что мы должны работать с должниками более агрессивно. А с учётом того, что 50 процентов от суммы этого дохода поступает в бюджеты поселений, такая задача должна стать общей для всех органов местного самоуправления.

— А что с платежами за размещение наружной рекламы?

— По этому вопросу у нас была серьезная проверка, в ходе которой  Контрольно-счётной комиссией выявлены значительные задолженности. После  чего платежи пошли более активно. К примеру, одна рекламная компания не платила два года, сейчас заплатила.  Здесь, как и в случае с арендой земли, требуется основательная претензионная работа.

— В последнее время мы слышим: область неверно считает нам  дотации. Почему у нас недофинансирование со стороны области?

— Вот простой пример. Когда готовился бюджет 2011 года и здравоохранением занимался район, область посчитала, что на всё здравоохранение нам достаточно 229 миллионов рублей, хотя по нашим расчётам выходило, что реально нужно 329 миллионов. По факту в 2011 году на здравоохранение районный бюджет потратил 270 миллионов, соответственно увеличилась кредиторская задолженность. Но после того как в 2012 году область взяла финансирование здравоохранения на себя, оказалось, что оно "стоит" 383 миллиона. То есть взгляд на потребности отрасли стал другим. По 2013 году мы опять не совпадаем с областью в оценке необходимых району дотаций, с нашей точки зрения, они занижены примерно на 200 миллионов рублей. Наши поправки в бюджет Московской области не были приняты, но то, что мы заявили нашу позицию на публичных слушаниях по областному бюджету и в виде соответствующей законодательной инициативы, — это уже хорошо. Вместе с депутатом Мособлдумы Александром Двойных и главой района Владимиром Коротковым мы вырабатываем позиции, чтобы в дальнейшем доказывать, что запланированная дотация нам реально недостаточна.

— В чем позиции района не совпадают  с позицией области в этом году?

— В оценке доходной части бюджета. Кстати, здесь стоит сказать, что  в следующем году область обещает  отдать муниципалитетам часть налога на прибыль (речь идёт о двух процентах налога) и часть налога на имущество юридических лиц. Это новый источник доходов бюджета. До сих пор муниципалитеты, с точки зрения бюджета, были не слишком заинтересованы в появлении на их территории инновационных, то есть современных производств, которые и земли занимают немного (налог на землю), и численность имеют небольшую (налог на доходы физических лиц). Муниципальное сообщество давно добивалось на федеральном уровне такого решения.

— Сейчас вся страна наблюдает за скандалом с освоением средств в Министерстве обороны. Собирается ли районный Совет депутатов инициировать внеплановые проверки расходования бюджетных средств, проведения конкурсов и аукционов — так же жёстко, как Счётная палата проверила небезызвестный "Оборонсервис"? Чтобы, так сказать, шагать в ногу со временем.

— Контрольно-счётная комиссия —  это самостоятельный орган, многие муниципальные учреждения ею проверены. Будем участвовать в составлении  плана работы КСК на следующий  год. Думаю, депутаты включат в план проверок ряд направлений, особенно те, которые нас тревожат, чтобы посмотреть, как идёт распоряжение бюджетными средствами.

— По вашему мнению, какой сфере  надо уделить особое внимание в бюджете 2013 года?

— Думаю, сейчас нам надо сосредоточиться на образовании, а именно, на содержании школ и детских садов. По ряду объектов ситуация тревожная. Конечно, строить новые школы и детские сады — это здорово, и у нас тут есть серьезные планы совместно с правительством области. Но надо серьёзно задумываться и о содержании зданий образовательных учреждений. Администрацией района и Советом депутатов будет подготовлен план их первоочередных ремонтов.

— Как идёт финансирование тех  позиций, которые попали в депутатские  наказы?

— У нас нет такого понятия как выделение депутату денег на выполнение наказов избирателей. Но депутат может повлиять на включение средств в бюджет по тем направлениям и позициям, которые зафиксированы как наказы. План по наказам составлен, он является нормативно-правовым актом и должен быть выполнен в течение 5 лет. На данный момент он выполнен процентов на 20-25. В бюджет на 2013 год также войдут наказы или их часть, если выполнение рассчитано не на один год. Это один из приоритетов в нашей работе.

Галина  СЕРОВА

"Надо  не уговаривать платить то, что положено по закону, а в суды идти. Мы должны работать с должниками более агрессивно".

"Сейчас  нам надо сосредоточиться на  образовании, а именно, на содержании  школ и детских садов. По  ряду объектов ситуация тревожная".

По материалам сайта газеты "Вперёд"