Ферма, будь по-твоему
22 ноября 2012 1640
 

Уже можно сказать, что посёлок Ферма перевернул очень бурную страницу своей коммунальной биографии. Очевидно, что острота противостояния явно пошла на спад. Управляющие компании не крадут друг у друга электронные базы данных и не перекраивают по собственному усмотрению карту коммунального обслуживания городка. И на многолюдные митинги жителей журналистов давно не звали.

Оказалось, всего-то и надо было — спросить жителей, какой компании они доверяют обслуживать свои дома, и провести этот коммунальный «референдум»  с авторитетными наблюдателями. А властям, как и предписано законом, сотрудничать с компаниями, которым жители отдали предпочтение. Независимо от того,  нравятся кому-то подрядчики или нет. Главное, чтобы у прокуратуры и госинспекций к этим компаниям не было претензий. Как только эти законные условия всеми сторонами были приняты, Ферма, не сразу и не без проблем, но всё же начала возвращаться в правовое поле ЖКХ. И главный признак оздоровления ситуации – здесь почти прекратилось дублирование платёжных квитанций жителям.

Напомним, что ситуация с двойными квитанциями особенно обострилась в этом году. В Сергиевом Посаде обнаружилось четыре микрорайона, где развернулась настоящая борьба за обслуживание многоквартирных домов. Жильцы получали от своих коммунальных «благодетелей» по две-три квитанции. В городе появились консультанты по искусственному созданию таких «мутных» коммунальных зон. Ухищрения доходили до того, что конкуренты один в один копировали платёжные уведомления, чем вводили в заблуждение жильцов. Желая заплатить одной компании, жители по ошибке перечисляли коммунальные платежи компаниям-двойникам. Урон городскому ЖКХ нанесён колоссальный, и самый явный тому пример – это Ферма.

Выбирали почти как президента

Осознав, что ситуация вконец запутана, большая часть жителей вообще перестала платить за коммунальные услуги. В итоге посёлок накопил такие долги, что они стали тянуть на дно весь городской ЖКХ. Мало того, из-за непомерных коммунальных долгов Сергиева Посада стали буксовать и районные проекты в рамках областных программ. В частности, отсрочен пуск пяти новых и готовых к работе сельских котельных в Шеметовском и Селковском поселениях: газовики ждут погашения долгов.  

В апреле этого года в районной администрации состоялось памятное объяснение с директорами управляющих компаний в присутствии городского прокурора, руководителей государственной жилищной инспекции, Роспотребнадзора, руководителей ТОСов, представителей домового самоуправления. Глава района Владимир Коротков заявил, что намерен положить конец бесконечным спорам УК за зоны коммунального обслуживания, что не позволит банкротить ЖКХ и обманывать жителей.

Глава предложил конкретный антикризисный план: создать комиссию с участием представителей прокуратуры, госинспекций, местного самоуправления и в таком формате провести выборы управляющих компаний на спорных территориях. Самые упорные спорщики и тут попытались перевести дело в плоскость затяжных судебных разбирательств. Но получили от прокуратуры разъяснение.

В декабре 2011-го в Кодекс РФ об административных нарушениях внесена статья о причинении имущественного ущерба при отсутствии признаков хищения как уголовно наказуемого деяния. По этой статье на директора фирмы накладывается штраф, в пять раз превышающий нанесённый ущерб. Выставление квитанций нелегитимной компанией может ввергнуть её руководителя в миллионные штрафы. В Москве, проинформировала прокуратура, эта поправка уже активно применяется к великим коммунальным комбинаторам. Аргумент подействовал: был подписан многосторонний договор о проведении, практически, коммунального «референдума» жителей спорных кварталов.

Даже на выборах президента не было такого количества наблюдателей в погонах, как на тех, что прошли, в том числе, и на Ферме. Жители свою коммунальную волю изъявили.

— В результате на Ферме остались управляющие компании с чётко разграниченными зонами обслуживания, — говорит заместитель начальника управления жизнеобеспечения городской администрации Владислав Пименов. – Жители одних домов отдали предпочтение УК «Контур», другие дали согласие на обслуживание УК «Посад-7» во главе с младшим представителем небезызвестной на Ферме «коммунальной династии» – Андреем Помигаловым. На компанию МУП ГУК прежняя городская власть возлагала большие надежды, рассчитывали даже, что жители предпочтут эту компанию всем остальным претендентам. Но этого не произошло. По результатам выборов МУП ГУК уходит с Фермы, к её сервису  жители не расположились.

Есть ещё компания Валерия Помигалова, к деятельности которой у правоохранительных органов много вопросов. Руководитель УК «Сергиев Посад-7» усугубил свою ситуацию тем, что вначале уклонялся от объяснений с правоохранительными органами, а при задержании оказал вооружённое сопротивление. Глава компании под арестом, новый директор не назначен. Тем не менее компания разослала неведомо откуда платёжки, дублирующие квитанции фирмы Андрея Помигалова. Очевидно, что самое разумное сейчас — не рисковать и заключить договор на обслуживание с легитимной компанией, располагающей всеми необходимыми контрактами на коммунальном рынке. К сожалению, всех убедить в этом не удалось. Но за исключением этого «семейного» спора ситуация на Ферме налаживается.

«Вот думаем, на что деньги потратить?»

Пока на Ферме бушевали коммунальные споры, там оставался маленький – двухэтажный, десятиквартирный – островок спокойствия. С 2006 года дом обслуживает себя сам – находится в непосредственном управлении жильцами. Автор и руководитель этого проекта Сергей Шестаков поделился впечатлениями от выбранной формы управления домом и от того, что наблюдает уже несколько лет в бывшем военном городке.

По его наблюдениям, только десять процентов жителей хотят что-то изменить в своей коммунальной жизни к лучшему. Готовы отстаивать свои права в суде, настаивать на выполнении существующих законов. Ещё столько же среди нас тех, кому всегда и всё плохо, что бы ни делали. А 80 процентов – это равнодушная масса жителей, у которых нет никакого желания вникать во что-либо, нести хоть за что-то ответственность, пытаться хоть на сантиметр улучшить свою же зону жизненных интересов. Это те, кого интересует только одно: скажите, кому нести коммунальные платежи – и больше меня ничего интересует.

«Но тогда не удивляйтесь тому, что вас обслуживают как попало, — говорит Сергей Шестаков. — Не возмущайтесь, когда на лето отключают горячую воду. Вам же объясняли власти, что управляющие компании рассчитываются с предприятиями-поставщиками воды, тепла, электроэнергии, газа не по факту, а как вздумается.  Разве вы не видите, как раздуты управленческие штаты УК? Не хотите думать своей головой, привыкайте к стандартной фразе коммунальщиков на любую заявку – у компании нет средств. А вот у нашего дома деньги есть. Даже подумываем, не купить ли каждой квартире тумбочки для обуви».

Собственность – это всегда ответственность. Хочешь, чтобы обслуживание дома было качественным, начинай вникать в суть дела, не довольствуйся приблизительными подсчётами коммунальщиков, считай сам. Тут неравнодушного собственника жилья ждёт масса открытий. К примеру, С. Шестаков считает: даже захудалый ТСЖ лучше процветающей управляющей компании. Он вспоминает: «Кстати, в 2006-м нам ещё пришлось доказывать своё право на выбранную форму обслуживания дома. Водоканал – спасибо ему – сразу и без возражений заключил с нами прямой договор на обслуживание. А вот Теплосеть ещё два года отказывалась выставлять нам квитанции, на которых мы сами настаивали. Спустя два года в мировом суде договаривались, как оплатить предоставленные услуги. То есть наш дом ещё шесть лет назад настаивал на расщеплении платежей и добился этого только через суд. И ещё: только и слышишь о коммунальных долгах, а вот активных людей мало. Сами не хотим обустраивать свой коммунальный быт. Так на кого же нам жаловаться?»

Светлана АНИКИЕНКО, Газета "Вперёд"