За аферистов платят порядочные граждане
29 июня 1446
 

За аферистов платят порядочные граждане

Страховой мошенник чаще всего -  это приятный человек. Он вызывает доверие, хорошо ориентируется в условиях выплат, знаком с практикой определения ущерба и судебными прецедентами, производит впечатление профессионала. Увы, так и есть! Перед вами - профи. Но работает он исключительно ради своей выгоды. Лучший способ не попасться на его удочку - избегать контактов с любыми страховыми “посредниками” и не покупать полисы “с рук”.

Мошенники часто проворачивают аферы в составе преступной группы, в которую могут входить коррумпированные представители ГИБДД или нечистые на руку врачи. За год только в автостраховании аферисты наносят ущерб страховым компаниям и их клиентам на сумму более 60 млрд рублей. 

Многие думают: “Ну и что! Почему ущерб страховых компаний должен волновать обычных людей?”. Но из-за мошенников страховщики вынуждены или уходить из бизнеса, или повышать тарифы. В результате страховые полисы дорожают для всех. Получается, что за аферистов платят добропорядочные граждане.

Страховых мошенников в 2017 году задерживали в 2 раза чаще

Методы борьбы со страховыми аферистами обсудили недавно в Москве на конференции «Рубеж 2018. Выявление и пресечение страхового мошенничества в процессе урегулирования убытков». На мероприятии обсудили результаты, полученные в 2017 году благодаря совместным усилиям правоохранительных органов, Банка России и страховщиков. По итогам года страховщики подали более 8,100 заявлений о страховом мошенничестве в правоохранительные органы, и в 20% случаях по данным заявлениям уже возбуждены уголовные дела. Еще в 2016 году соответствующий показатель равнялся 8-12%.

Онлайн-мошенники 

Аферисты повсеместно используют новые технологии. Так, они могут проводить мошенническую спам-рассылку по интернету от имени компании с названием, схожим с названием официальных страховых компаний. Мошенники предлагают пройти по ссылке, чтобы получить страховую выплату. Если человек проходит по ссылке, его просят внести свои данные - номер СНИЛС, ФИО, данные паспорта. Это делается для того, чтобы в дальнейшем использовать полученные данные для “фишинга” - получения доступа к банковским счетам жертвы. Страховщик напоминает: в сети Яндекс у адреса “настоящих страховщиков” есть специальная маркировка: зеленый кружок и надпись “Реестр ЦБ РФ”. Всегда проверяйте наличие такой маркировки, если оформляете полис страхования онлайн! 

В некоторых случаях жулики звонят по телефонам, представляясь сотрудниками страховых компаний. Они предлагают страховые полисы по сниженным ценам и готовы организовать их доставку с помощью курьера. Такое предложение должно насторожить: ведь нет способа проверить истинность бланка, на котором будет выписан полис. Лучший способ избежать обмана - оформить полис в офисе страховщика или у официальных агентов (в банковских и почтовых отделениях). 

Каковы наиболее частые виды мошенничества?

Наиболее частыми видами мошенничества в страховании являются заявление страховой суммы выше действительной стоимости застрахованного объекта, утаивание важной информации (например, о наличии тяжелых заболеваний при страховании здоровья и жизни), инсценировка страхового случая или вранье об обстоятельствах, при которых он произошел. Скажем, в момент аварии папа “дал порулить” своему сыну-подростку, который не был вписан в страховой полис. Как правило, сотрудники службы урегулирования убытков, которые видят документы о страховых случаях регулярно, могут сразу заметить, если что-то выбивается из привычной картины, и по сопровождающим документам, фотографиям повреждений и медицинским записям восстановить реальный ход событий.

Пример выявления мошенничества при урегулировании убытков

Одной из московских страховых компаний за сезон предъявили к оплате ряд полисов, по которым российские граждане лечились у одного и того же частного врача при путешествии за границу. Врач работал по договору с отелем, где останавливались туристы. Суммы в счетах значительно превышали среднюю для этой страны стоимость подобных медуслуг. Оспорить счета удалось при поддержке западных партнеров. Оказалось, что завышал стоимость услуг врач. Туристы получили полную компенсацию по своим расходам, а вот врачу пришлось объясняться с администрацией отеля. Чтобы избежать таких случаев в дальнейшем, страховщик ввел правило об обязательном звонке в службу ассистанса при обращении за медицинской помощью за рубежом.