Куда утекает российское топливо
09 ноября 397
 

Куда утекает российское топливо

19 октября Госдума приняла в первом чтении законопроект об ужесточении административной ответственности за реализацию некачественного топлива, согласно которому штраф для предприятия, реализующего суррогатный бензин, составит 1% от выручки, но не менее 500 000 рублей. В случае повторного нарушения возможно наложение штрафа в размере 2 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, а также конфискация некачественной продукции.

Для сравнения, на сегодняшний день штрафы за аналогичные нарушения составляют:

  • 10 000 – 20 000 рублей для должностных лиц,
  • 20 000 – 30 000 рублей для индивидуальных предпринимателей,
  • 100 000 – 300    рублей для юридических лиц.

«Практика показывает, что размер административных санкций сегодня не релевантен тому экономическому и экологическому ущербу, который причиняется при реализации на рынке некондиционного моторного топлива», - отметил руководитель Росстандарта Алексей Абрамов, представляя законопроект в Госдуме.

А. Абрамов также сказал, что введение нового закона экономически демотивирует потенциальных нарушителей, сделав бизнес по производству и реализации контрафактного топлива попросту нерентабельным.

Топливная проблема на российском рынке существует не один год. Так, только в прошлом году Росстандарт обнаружил суррогатное топливо на 18% проверенных заправок. Однако, эксперты считают, что доля некачественного бензина в России значительно выше и только повышением штрафа эту проблему не решить.

Сетевые заправочные станции дорожат своей репутацией и не реализуют контрафакт. Зато с этой задачей успешно справляются нелегальные модульные АЗС, ежегодная выручка которых достигает 1 млрд рублей, а также Интернет, где всегда можно найти объявление о продаже топлива «с доставкой по области». Нелегалы активно торгуют топливом, ворванным из магистральных нефтепродуктопроводов. Кражи происходят путем криминальных врезок в трубопровод, сооружению отводов с последующим несанкционированным отбором нефтепродукта. 

Юрист Сергей Пантин считает, что необходимо доводить до конца каждое уголовное дело за торговлю некачественным топливом, за его кражу и осуществление криминальной врезки. «Сегодня правосудие руководствуется частью третьей статьи158 УК РФ, по которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы до шести лет. Так же если при краже происходит повреждение трубопровода, то лицо отвечает еще дополнительно по ст. 215.3 УК РФ, которая предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы. Вот только на практике преступники уходят от дополнительных обвинений: признаются в краже, а что для этого они просверлили магистральный трубопровод – нет. Довольно глупая картина».

Криминальные врезки – проблема всей России. Количество краж из трубопроводов стабильно растет. Например, за последние 5 лет количество подобных краж в Московской области увеличилось в 10 раз. Согласно статистике, в 2016 году Московская область занимала второе место среди регионов России по количеству совершаемых краж (49 фактов) из магистральных нефтепродуктопроводов. В лидерах значились следующие районы: Раменский (12 врезок), Луховицкий (9 врезок), Ленинский (8 врезок) и Щелковский (5 врезок).
Ни для кого не секрет, что массово воровать без опаски можно лишь в одном случае – находясь под прикрытием определенных должностных лиц. Так, адвокат частной практики Евгений Громов говорит: «Свободно торговать контрафактным топливом могут себе позволить только люди под надежным прикрытием. Конечно, факт кражи нужно еще доказать, а это дело следствия. Если факт использования должностного положения будет доказан, то обвиняемым может грозить до 10 лет лишения свободы».

Типичен недавний пример пресечения попытки хищения топлива в окрестностях д. Устиновки Раменского района. Злоумышленники осуществили врезку в Кольцевой магистральный нефтепродуктопровод и протянули отвод на территории заброшенного пионерского лагеря. Работники вневедомственной охраны ООО «Транснефть-Охрана» совместно с сотрудниками отдела полиции «Быковский» МУ МВД России «Раменское» обнаружили на месте преступления 12 единиц автотранспорта, предназначенных для перевозки краденого топлива, 3 из которых были полностью заполнены.

Объем похищенного бензина составил около 3 000 литров, стоимостью по рыночным ценам более 100 000 рублей. Возбуждено уголовное дело. Следствие планирует выявить всех лиц, причастных к хищению – от заказчиков до продавцов и их покровителей. Однако, опыт подсказывает, что в подобных делах виновные часто избегают наказания, или вовсе не «находятся». Это связано с тем, что за криминальными врезками стоит целый теневой бизнес, возглавляемый правоохранительными органами.

По словам эксперта ТЭК Ивана Барсумина, «Московская область – это густонаселенный район. И скрыть следы хищения топлива без поддержки представителей правоохранительных органов невозможно, нужно надежное прикрытие. Именно поэтому можно судить о сращивании организованного преступного бизнеса с отдельными представителями правоохранительных структур. Кроме того, здесь самый емкий рынок сбыта автомобильного бензина, дизельного топлива и авиационного керосина. Организовать такой сбыт, в том числе на трассах и дорогах без прикрытия людей из «органов» невозможно».

Эксперты топливного рынка сходятся во мнении, что закон об «оборотных штрафах» не является панацеей в борьбе с контрафактом. Закрыли одну точку сбыта – появится другая. «Пиратские» АЗС – лишь вершина айсберга. Под следствие попадают, как правило, рядовые исполнители, а организатор  остается безнаказанно в тени. Следом он организует новую преступную группировку. Необходимо выявлять всю преступную цепочку. А выявить ее без серьезной поддержки со стороны следственного комитета и прокуратуры не удастся. В противном случае российское топливо будет продолжать утекать на теневую сторону, попутно нанося ущерб экологической и автомобильной безопасности.