История города

Город Луховицы (городское поселение Луховицы) расположен в юго-восточном Подмосковье, в 135 км от Москвы, на федеральной автомобильной трассе Москва — Челябинск и железной дороге Москва — Рязань. От железнодорожной станции Луховицы, расположенной в северной части города, проложена железнодорожная ветка на Зарайск. Луховицы — административный центр Луховицкого района. Площадь города Луховицы (городского поселения Луховицы) — 1605 га, население 32,1 тыс. человек (на 01.01.06 г.).

Город Луховицы появился на карте Московской области совсем недавно, в 1957 году. Однако, населенный пункт, давший имя городу, существовал здесь несколько веков. Село Луховицы, тогда сельцо Глуховичи, впервые упоминается в 1567-м году в «Сотной грамоте, данной писцами Иваном Юрьевичем Траханнотовым с товарищами на земельные владения рязанского и муромского владыки» (опубликована в «Писцовых книгах Рязанского края XVI—XVII вв.», т.1, вып. 2. Рязань, 1997 г.). Сельцо Глуховичи значится также в качестве владений Рязанского архиепископа и в других, более поздних, архивных документах.

Луховицы

Существуют три версии о происхождении названия села. Первая гласит, что село названо так по своему расположению — в глуши, глухом месте (в прошлом территория края была покрыта лесами). По другой версии свое название село могло получить из-за расположения в центре большой дуги — излучина реки Вобли (славянское «лука» — большая длинная излучины реки). Отсюда — Лукавицы, в дальнейшем — Луховицы).

Совсем недавно московский исследователь Е. М. Поспелов в своей статье «Имена городов Подмосковья» (Альманах «Отечество», выпуск 7-й — М; Отечество, 1996) обнародовал ещё одну версию о происхождении названия Луховиц. Ученый пишет: «Название образовано от антропонима Глухой или Глухов с помощью суффикса -ичи и обозначает потомков лица, имя которого в основе названия… Позже суффикс -ичи под влиянием диалектного цоканья превратился в -ицы и со второй половины 1920-х годов в употреблении закрепилось название «Луховицы».

Луховицы до XIX века были обычным, ничем не примечательным селом, где жили пахари и бортники. Свое развитие село получило в середине XIX века, когда через него прошел новый рязанский тракт, а в 70-е годы того же века, примерно в трех километрах от села, построили железную дорогу Москва-Рязань, возле которого образовался пристанционный поселок. Таким образом, село Луховицы оказалось к началу XX века в весьма выгодном положении — на торговых путях, связывающих Москву с востоком и юго-востоком страны. Это привело к развитию торговли и ремесел. Село Луховицы стало волостным центром Зарайского уезда Рязанской губернии.

Надо отметить весьма выгодное положение волостного центра Луховицы по отношению к уездному городу Зарайску. Торговое сообщение Зарайска, начиная со второй половины XIX века, велось через Луховицы. Известно, что железнодорожная ветка Зарайск-Луховицы была построена по инициативе и на средства зарайских купцов (для более быстрой и экономически выгодной доставки товаров к основным транспортным магистралям). Кроме того, в Луховицы свозились товары и из богатых приокских сел — Дединово, Ловцы, Любичи.

Во второй половине XIX века около Луховиц начали добывать торф (Товарищество Герценберга и Струве). На станции и в окрестных деревнях появились сенопрессовальные заводы. Важные перемены произошли в самом характере занятий жителей Луховиц: наряду с земледелием жители все больше занимались торгово-посреднической деятельностью. Неимущие крестьяне нанимались на торфоразработки, на погрузочно-разгрузочные работы на станции и др. Село Луховицы, станция Луховицы и село Подлесная Слобода к началу XX века представляли собой важный экономический центр Рязанской губернии. Увеличивался торговый оборот, росло количество торговых и ремесленных предприятий. Существовало кирпичное, овчинное, крупяное, синельное производства, работала шерстобитка.

Еженедельно в Луховицах и Подлесной Слободе проводились базары.

Новый этап в развитии Луховиц относится к концу 20-х годов XX столетия. В 1929 году в связи с преобразованием Московской губернии в Московскую область и передачей ей части земель бывшей Рязанской губернии был образован Луховицкий район с центром на станции Луховицы.

С образованием районного центра станционный поселок стал быстро расти. Здесь появились, кроме жилых домов и учреждений, электростанция, больница, клуб, баня, пекарня, леспромхоз, отделение Госбанка, средняя школа, кинотеатр на 250 мест, пожарное депо. С 1931 начала печататься районная газета «За большевистские темпы» (ныне «Луховицкие вести»), начал работать районный радиоузел.

Интенсивное промышленное развитие Луховиц относится к послевоенному времени. В 1949 здесь было начато строительство летно-испытательной базы Московского авиационного завода, впоследствии — Луховицкого машиностроительного завода (по производству самолетов), ставшего основным градообразующим предприятием. Надо отметить, что выбор места для строительства нового авиационного предприятия был не случаен. Во первых, в самом начале войны около деревни Третьяково (недалеко от села Луховицы) был построен полевой аэродром, где базировались самолеты, защищавшие столицу на южном и юго-восточном направлениях. Во-вторых, аэродром, а затем завод, расположены очень удачно — рядом с транспортными магистралями (автодорога, железная дорога) и, в то же время, не «на виду» (что способствовало обеспечению секретности). Также имелся простор (то есть свободные территории) для развития предприятия.

Основным направлением деятельности Луховицкого машиностроительного завода стало испытание новейших военных самолетов. В 1953 году в небо над Луховицами поднялся первый самолет ИЛ-28. Этот год и стал годом рождения завода. В 50-70-е годы завод активно развивался. Сюда приехало много специалистов из других городов страны.

Наряду с этим в 50-е годы в Луховицах был образован ещё ряд промышленных предприятий. Началось интенсивное жилищное строительство.

Однако секретность, всегда окружавшая предприятия оборонной промышленности, долгие годы лишала город и завод широкой известности, хотя об истребителях МИГ-29, сходящих со стапелей Луховицкого машиностроительного завода, знает весь мир.

20 июня 1957 года произошло знаменательное событие для жителей Луховиц: рабочий поселок был преобразован в город районного подчинения с тем же названием. В черту города вошли близлежащие поселения: села Луховицы, Злобино, Сушково. И если первоначально город рос и расширялся со стороны станционного поселка, ставшего ныне самой «старой частью», то для современного города особенно показательна застройка его южной части, которую жители Луховиц называют Соцгородом, представляющим собой микрорайон со всеми признаками городской инфраструктуры. В этой части Луховиц проживает большинство жителей города.

Показательны цифры, говорящие о населении Луховиц в разные периоды. Согласно архивным документам, в начале XVII века в Луховицах (Глуховичах) было всего 16 дворов, то есть примерно 100–120 жителей.

Далее: 1744 г. — 0,42 тыс. чел.
1861 г. — 1,3 тыс. чел.
1925 г. — 3,15 тыс. чел.
1959 г. — 12,6 тыс. чел.
1970 г. — 18,1 тыс. чел.
1979 г. — 27,6 тыс. чел.
1989 г. — 32,0 тыс. чел.
2005 г. — 32,3 тыс. чел.

Эти данные приведены в статье М. В. Максимова «История возникновения малого города», опубликованной в книге «Луховицкий район: история, современность, перспективы развития» — М., 2003 г.

Приведенные цифры ясно говорят о том, что резкий рост населения Луховиц приходится на послевоенный период: в 1959 г. — в четыре раза по сравнению с 1925 годом, в последующие три десятилетия (1959—1989 гг.) — ещё в 2,5 раза. Развитие Луховицкого машиностроительного завода способствовало развитию города Луховицы, увеличению числа его жителей, активному жилищному строительству, развитию социально-культурной сферы.

В настоящее время в Луховицах развиты такие отрасли промышленности, как машиностроение, лесная, деревообрабатывающая, легкая, пищевая. Ведущими предприятиями города являются: ОАО «РСК «МиГ ПК № 1», ОАО «Центр технической диагностики «Диаскан», Луховицкая швейная фабрика — обособленное подразделение ЗАО НПП «КлаСС», ГУ «Луховицкий лесхоз», ОАО «Луховицкий молочный завод», ОАО «Луховицкий мукомольный завод», ООО «Марс», ОАО «Луховицы-карьер», ООО «Феррум», ЗАО «Стерин».

Вырос целый больничный городок, где рядом с лечебными помещениями расположились вспомогательные службы. В 2004 году была построена детская поликлиника «Айболит» (за счет средств областного бюджета).

Культура в городе Луховицы представлена РДК «Старт» (был построен заводчанами в 1967 году), ККЦ «Космос», музыкальной школой, историко-краеведческим музеем и культурно-выставочным центром. В городе четыре библиотеки с книжным фондом более 120 тысяч экземпляров. Работает Центр досуга и развития детей и юношества. Хорошо известны и любимы не только в городе, но и в области, творческие коллективы. Развивается спортивная жизнь города. В Луховицах имеется два стадиона, детский спортивно-оздоровительный комплекс «Дельфин», детско-юношеская спортивная школа, спортплощадки.

Луховичане чтут память Героя Советского Союза летчика-испытателя Ивана Григорьевича Воробьева, погибшего в 1965 году во время испытания нового самолета (его именем названа улица в городе, установлен памятник в парке у РДК «Старт»). В северной части города у речки Черная открыта Аллея Героев, где установлен памятник луховичанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и размещены портреты 13 Героев Советского Союза и 4 полных кавалера Ордена Славы (уроженцев города и района). Установлен памятник луховичанам, погибшим в локальных войнах и военных конфликтах.

Уроженцами Луховиц являются поэты И. И. Морозов (1883—1942 гг.), В. А. Симонов (1928—1977 гг.). Много сделал для развития творчества в Луховицах М. В. Праскунин (1877—1959 гг.), уроженец соседнего села Подлесная Слобода (его именем названа улица в городе). Далеко за пределами города известно имя знаменитого мотогонщика, заслуженного тренера СССР В. М. Цыброва (1939—1983 гг.).

В городе и районе любимы песни о родном крае, написанные самодеятельным композитором И. А. Голенищевым.

Достопримечательности

Главной достопримечательностью города является памятник самолету «МиГ-23», поскольку именно самолетостроение послужило началом образования города. Луховицы, известные как край огурцов, увековечили и эту свою особенность, установив памятник пупырчатому огурчику с подписью «Огурцу-кормильцу от благодарных луховичан» на трассе Москва – Челябинск. Площадь перед центральным отделением почты украшена бронзовым изваянием почтальона Печкина в сопровождении кота Матроскина, Шарика и галчонка. Главной же духовной достопримечательностью в Луховицах является церковь Казанской Иконы Божией Матери 1754 года постройки.

Луховицы – молодой город, но в его окрестностях можно обнаружить поистине удивительные с точки зрения исторической ценности места. Таким местом служит исторический центр российского судостроения – село Дединово, где при Петре I был спущен на воду первый военный корабль «Орел», на котором впервые развевался российский флаг-триколор. Кстати, памятник Петру I также имеется в городе. Он охраняет вход в Луховицкий историко-художественный музей.

К северу от города расположен ансамбль искусственных водоемов «Голубые озера» (затопленные песчаные карьеры). Озера окружены сосновым лесом и представляют собой прекрасную зону отдыха. «Голубые озера» ежегодно притягивают любителей авторской песни на проведение одноименного бардовского фестиваля. Для молодежи проводятся танцевальные техно-вечеринки на открытом воздухе.

 

 

Реклама на сайте Мосгуберния